Пришлось Эрнесту Гилярову и в кино поработать. Сперва он был приглашен в фильм "Андрей Рублев" (64 - 66 гг., режиссер Андрей Тарковский), как дрессировщик. Никакого специального образования у него не было, но были собаки, и было умение с ними общаться, как и с лошадьми. На нем была постановка сцен с лошадьми и собаками. Он описывал события непосредственно со съемочной площадки, при этом впечатления его непредвзяты, так как Андрей Тарковский тогда не был еще известным режиссером:
Это - один из фрагментов писем об "Андрее Рублеве".
Были еще и рассказы, отчасти драматические. Бывают жестокие съемки фильмов. Не такие жестокие, как события, показанные в них, но достаточно жестокие для "мирного" времени. В числе прочих пострадавших, во время съемок были изувечены и убиты некоторые лошади и корова. Корову сожгли заживо. Мой отец, не будучи сентиментальным человеком, тем не менее старался предотвратить все эти несчастья, надеясь на свой авторитет дрессировщика. Он писал трогательные обращения администраторам фильма и режиссеру: "Прошу не жечь корову, так как горящая корова практически дрессуре не подлежит"...
Потом Э.Гилярова пригласили на съемки фильма Бондарчука "Война и мир" 61 -67 гг. Тоже постановка сцен с лошадьми и собаками, и сцен охоты. Он рассказывал, что его хотели попробовать на роль Наполеона. И это очень вероятно, потому что внешнее сходство было, кроме того, он отлично ездил верхом. Но от проб он отказался. Говорил, что не видел себя актером.
Потом был Фильм "Бег" (1970 г., реж. Алов и Наумов) - там Эрнесту Гилярову пришлось дрессировать тараканов. И это не так уж смешно. Дрессировать тараканов - дело неслыханное. Прецедента еще не было. Хотели заказать механических тараканов в Японии, но одна такая игрушка превышала бюджет всего фильма... И тогда пригласили Мышецкого и его помощника Гилярова. Кстати, о Мышецком стоит рассказать особо, это был удивительный человек по рассказам моих родителей. Представитель древней княжеской фамилии, он прошел лагеря. Осужден был потому, что красный граф А. Толстой в своем романе причислил его род к оппозиции Петра Первого. После лагерей князь не утратил аристократических манер, отличался умом и благородством. Работал дрессировщиком. Папа помогал ему. В результате тараканы выполнили всё, что от них требовалось. И я знаю секрет, как им это удалось:)
Еще Эрнест Гиляров принимал участие в съемках фильма "Руслан и Людмила" (72 г., реж. А. Птушко). Здесь он организовывал полет чародея Черномора по небу. К сожалению, я не слишком хорошо слушала рассказы папы о секрете этого полета. Помню только, что он соорудил какой-то хитрый механизм. Ведь о компьютерных спецэффектах тогда не слыхивали.